Ну сам я самогонку не гоню. И пью ее очень редко, когда только приезжаю в село и там чисто дедовский настоящий без всяких примесей первак, от которого совершенно не болит голова на утро, конечно употребляю. Но вот сейчас сплош и рядом везде фальсификация спиртных напитков идет. Совсем недавно был пример, когда отмечали кума день рождение в одном известном у нас в городе кафе. Все цивильно, культурно и дорого, впрочем, как и везде. Так вот, пили водку \»Хортицу\», при чем наученные уже ранее горьким опытом, заказывали именно в бутылке, что б она была закрыта, а не в графине, куда могут налить все, что угодно. Были с детьми, употребили совсем мало и домой я пришел лишь слегка захмелев. Утро было подобно разрыву атомной бомбы. Такого похмелья я вообще не помню. Плохо было всем. Даже кума жене, которая от силы выпила грамм 100-150. Подсунули \»паленку\», еще и такого качества, что лучше не вспоминать. А ведь бутылка с дозатором и запечатана! Хотя его вскрыть и вставить на место дело одной минуты. Так что теперь вот задумался, а не перейти ли на дедовскую самогонку
Итак, у нас есть уже рецепт шашлыка, под чего же мы будем его есть? Выгоним самогонку! Давайте начнем из истории появления самогона.
Из истории самогона
Самогон (самогонка)— это крепкий напиток, который был распространен на Руси во времена правления Ивана Грозного. Именно при нем был создан первый кабак, который находился на территории Московского Кремля. Пировать в кабаке могли только опричники, именовавшиеся в народе “псы царские”. Они этим правом гордились: пьян да умен — два угодья в нем. В то время орденов не давали, а героев награждали царским ковшом. Владелец этого ковша пил всюду бесплатно — ровно столько, сколько мог зачерпнуть с одного раза. Нашлось немало охотников, желающих забежать в “царев кабак”, чтобы приложиться к спиртному, “напитку опричников”, ведь запретный плод всегда слаще.
Русский самогон первой половины XIX века часто превосходил по качеству английский виски и французский коньяк. Гнали его медленно, не доводя «гонку браги» за половину ее первоначального объема. Ради качества терялось до 95% первоначального сырья. Из 1200 литров затора, в котором было около 350 килограммов зерна и ржаного солода, около 20 килограммов дрожжей при первой взгонке выходило всего лишь около 40 литров «хлебного вина».
После очистки молоком и яичным белком и повторной взгонки выходило приблизительно 20 литров хорошего спирта. После очистки и разбавки получалось опять же не более 20–30 литров самогонной водки. Такой напиток был в буквальном смысле дороже золота. В каждом большом дворянском поместье были свои тайны самогоноварения, винокурение XVIII–XIX веков было именным и не носило коммерческого характера.
История самого аппарата теряется во мраке времен. Начало положено в те времена когда научились отделять жидкие субстанции друг от друга посредством испарения, потом конденсации. Таким образом отделяя более летучие от тяжелых. Это была тривиальная процедура в практике алхимиков. Вы помните эти стеклянные колбы с булькающей жидкостью и уходящими от них змеевиками.
За всю свою историю самогон получали различными способами с применением невероятного количества приспособлений, начиная от огромных, почти промышленных размеров, заканчивая компактными, миниатюрными аппаратами. В зависимости от размеров и объема выпускаемого продукта их разделяли на «общественные» и личные. Если агрегат был большим и были способен выпускать самогон в больших количествах за небольшой промежуток времени, то чаще всего им пользовались все жители того небольшого пункта, где он располагался, по очереди.
Получение самогона основано на испарении, а потом конденсации и выводе в отдельную посуду самой легкой фракции в забродившей браге — спирте.
И конструкция в основной своей массе выглядит следующим образом:
* сосуд с брагой;
* змеевик;
* устройство для охлаждения змеевика.
Из старых \»рецептов\»: \»Из 1 пуда муки и 1/2 дрожжей, (можно взять и хмель) получается около 1-го ведра самогонной сивухи крепостью приблизительно в 25 градусов.
Первые порции перегоняемой из перебродившего хлебного сусла алкогольной жидкости дают самый крепкий спирт — «первач» или \»горючка\» (горит), вторая порция — «вторяк» — послабее и третья — \»третьяк\» — еще слабее, так что общая смесь составляет алкогольный напиток крепостью в 25 градусов.
В городе просто немыслимо было использование габаритных агрегатов в квартирных условиях, что и привело к модернизации этого устройства и уменьшению его размеров. Тут же они получили разделение по способу нагрева, на электрические и открытого огня.
Но так же можно исключить и змеевик, что позволяет упростить конструкцию самогонного аппарата до невозможности, но при этом технология изготовления слегка усложнится, требуя к своему процессу немного больше внимания.
Несмотря на огромное количество разновидностей самогонных аппаратов наибольшее распространение получили агрегаты, созданные на основе простого молочного бидона. Это произошло за счет того, что этот сосуд уже оснащен всеми необходимыми герметичными свойствами.
Водка Шереметевых, Юсуповых, Куракиных, Разумовских намного превосходила по качеству шотландский виски и французский коньяк. Именно такой самогон Екатерина II отправляла в дар Густаву III, Фридриху Великому, Вольтеру и Карлу Линнею.
Почему же качество водки к концу XIX века резко ухудшилось? Это было связано не с «разночинством», «нищетой» и «невежеством», как утверждает один из героев Вени Ерофеева, а, напротив, с отменой крепостного права и улучшением благосостояния некоторой его части. Именно до 1861 года водку гнали медленно, затрачивая огромное количество сырья. Ведь зерно было даровым, труд крестьян-винокуров – неоплачиваемым, дрова бесплатными. Самогонная водка имела предельно высокий статус. Именно эта водка ушла в прошлое с отменой крепостного права. В новых условиях ее стоимость превосходила бы в 100 раз стоимость самого дорогого шотландского виски.
Самогон делался из неочищенной речной, озерной или ключевой воды определенного вкуса и степени жесткости и из морозостойкой среднерусской ржи. Для закваски столетиями выращивались специальные коллекционные дрожжи. В XVIII веке для очистки стал использоваться березовый, липовый, буковый или дубовый уголь. Использовалось фильтрование через свежеиспеченный ржаной хлеб, очистка белком, молоком. Иногда – вымораживание в бочках. Лед, осевший на стенках бочонка, забирал в себя вредные примеси. Такая водка именовалась русской выморозкой.
Самогон – это исключительно русский крепкий напиток. Этот бренд до сих пор никто не раскручивает, при том что самогон широко известен на Руси с XV века. Первоначально самогонная водка была не хмельным напитком, а лекарственным настоем, в таком значении она встречается в Новгородской летописи 1533 года. Традиционно в России производилась самогонная водка четырех сортов: «простое вино», «вино доброе», «вино боярское» (высший сорт) и «вино двойное» (особой крепости).
Сейчас обычную самогонную водку делают из крахмала, сахара, зерновых, крупяных, бобовых культур, картофеля, винограда, сахарной свеклы, фруктов, ягод путем добавления дрожжей и воды, последующего сбраживания и перегонки, то есть операции выделения этилового спирта вследствие нагрева браги до температуры кипения с последующим охлаждением спиртовых паров.
Сегодняшнее качество водки нельзя даже близко сравнить с тем, что пили богатые люди пару сотен лет назад. Все это следствие изменения «общественного положения» самогонной водки. В XX веке она стала восприниматься уже не как дворянский напиток, а как народный.
Самогонка вообще поставлена вне закона. Заводское же производство неизбежно работает в режиме экономии сырья. Поэтому во второй половине XIX века водку сменила мутная жижа, которую в народе тогда называли «сиволдай», «сильвупле», «французская четырнадцатого класса», «царская мадера», «чем я тебя огорчила», «пожиже воды», «продажный разум», «сиротские слезы», «подвздошная», «крякун», «горемычная», «прильпе язык», «чистоты не спрашивай». Эти самые сиротские слезы появились тогда, когда водка стала монополией государства. Монопольной водкой торговали в кабаках, которых в 1859 году в России было 87 388, а после 1863 года их количество перевалило за полмиллиона. Вот теперь и живем в соответствии с народной мудростью: «В кабаке родился, в вине крестился».
ИЗ ИСТОРИИ
В России, широкие массы народа до 16-го века были еще слабо затронуты алкоголем; народ был трезв, и ему разрешалось только по большим праздникам варить хмельные напитки — брагу, мед. Привозное виноградное вино, которое пили князья, бояре и купцы, народу было совершенно недоступно, так как оно стоило очень дорого.
Но с 16-го века стала распространяться в народе проникшая в Россию из-за границы дешевая хлебная водка; в это время были устроены царем Борисом Годуновым казенные царевы кабаки.
В России также научились добывать чистый спирт и приготовлять водку. С тех пор все русские правительства насаждали пьянство с целью получения прибылей. Спиртные напитки сделались крупной статьей государственных доходов, так как народ в широком размере и необузданно стал потреблять водку.
В 16-м и 17-м в.в. правительство имело свои кабаки. Поставленные правительством продавцы обязывались выручать от продажи водки определенные, назначенные им суммы. В подкрепление своих обязательств они приносили присягу целованием предметов культа — креста и евангелия, почему их и называли «целовальниками» (это название удержалось за содержателями питейных заведений и до самого последнего времени). Если они не выручали нужные суммы, то их ставили на «правеж», то-есть били их на площади батогами по ногам.
* Первый кабак был открыт в Москве, в местности на Балчуге, царем Иваном IV Грозным для своих опричников.
* Больше всего пила Москва и Московская губерния.
Доход от продажи спиртных напитков составлял тогда около 1/3 всех доходов правительства. В последние годы перед первой мировой войной народы России тратили на спиртные напитки более одного миллиарда рублей, при чем около 900 миллионов рублей из них уходило только на водку. Эти 900 миллионов рублей, которые получала казенная винная монополия, и которые почти в 4 раза более современного единого сельско-хозяйственного налога, как бы в виде дополнительного налога вносили почти исключительно рабочие и крестьяне, так как они были тогда главными потребителями дешевой водки.
Во времена гонений на производителей виски в Шотландии и массового давления налогами, фактом нарушения закона о запрете самогоно- ( то бишь виски- ) варения являлось само наличие самогонного аппарата (в оригинале pot still). Прямо как в 1985 году в СССР.
И вот однажды судят одного крестьянина, у которого обнаружили вискигонный аппарат.
— Ваша вина в отношении нелегального производства виски доказана наличием аппарата. Не хотели бы вы признаться суду в каких-либо других провинностях, которые нам не известны?
Крестьянин, немного подумав, встает и говорит.
— Пожалуй — да, ваша честь. Я готов признаться в изнасиловании.
— КАК?! Вы еще и кого-то изнасиловали???
— Вообще, пока — нет. Но во всяком случае, аппарат у меня имеется.