В канун 45-летия знаменитого персонажа Эдуард Успенский рассказал о прошлом и будущем своего ушастого героя
Этим летом исполняется 45 лет с момента создания одного из самый ярких мультипликационных персонажей советской эпохи. Имя ему – Чебурашка. Японцем мультики про непонятного зверька нравятся даже больше, чем собственное аниме, а шведы, привезя из СССР куклы Гены и Чебурашки, выпустили с их участием целое шоу. В России открыли несколько памятников этом плюшевому зверьку, а сам Чебурашка красуется на эмблеме олимпийской сборной России. Мы встретились с его «папой» Эдуардом УСПЕНСКИМ и расспросили писателя о знаменитом произведении и новых работах.
— Как же появилось имя Чебурашки?
— Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу. Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» — это значит «упасть». Так и появилось имя моего героя
— А как создавался образ этого героя?
— Первое описание присутствует в киносценарии, где написано, что по Африке идет зверек, напоминающий лемура, но не лемур. Это ночной зверек, у него большие глаза и большие уши. Я и Роман Качанов придумали пьесу и показали её в Ленинградском театре кукол. Так появился первый облик этого героя, созданный нами. У меня до сих пор хранится первая кукла Чебурашки. Этот образ перекочевал в студию диафильмиии к Борису Степанцеву, где создали диафильм о Чебурашке. И только потом, уже в третий раз, воплотился в аранжировке Шварцмана в мультфильме «Крокодил Гена». Пьеса была поставлена и показана зрителям примерно за полгода до выхода фильма.
— Чтобы вы поменяли в экранизации?
— В кино, как я понял, надо работать на режиссера. Если будешь учить и указывать ему, какой бы он не был тупой или гениальный, когда начинаешь влиять на него, то кино становится хуже. Поэтому надо стараться работать на него. Роман Кочанов был режиссером, и я работал на него. Могу сказать, что особенно мне понравилась работа Ливанова. Он очень живой человек, как ртуть. Он не может просто работать. Он постоянно всё обдумывает, предлагает новые решения, творит, хулиганит. Именно благодаря ему образ Гены стал таким харизматичным.
Символ олимпийской сборной России
— Вашу книгу редактировала цензура?
— Редактура считала, что моя книга вредная, поскольку друга надо искать в коллективе, на работе, а не по объявлению. «Мы же не на Западе каком-то. В СССР не бывает одиноких!» — говорили мне. Или вот: «Почему это у вас Гена с Чебурашкой собрали много металлолома, а вот пионеры — мало? Непорядок!». Долго не хотели книгу печатать, находили много непонятной детям остроты, говорили, что книга была не по советским правилам написана. Но нашлась очень умная редакторша, Надя Терехова, которая обратилась к художнику Валерию Алфеевскому, который был большим человеком в Союзе художников. Он сказал: «Я эту книжку рисунками исправлю». И первые рисунки нарисовал так, как будто все мои герои – это куклы. И тем самым спас книжку.
— Планируется ли продолжение истории о Чебурашке?
— Я написал с Чебурашкой 10 разных историй — такие, в которых Гена был лейтенантом милиции, служил в армии, и другие. Я постоянно пишу о них, когда настроение подходящее. Также я принимаю непосредственное участие в создании японских мультфильмов о Чебурашке. Мне показывают сценарии, по которым в Японии собираются снимать, показывают образцы выпускаемой продукции. Они ведут себя очень достойно, японцы – замечательные партнеры. И в скором времени эти мультфильмы появятся в России. Думаю, что они всем понравятся. Они сделаны не мной, но они очень русские. И даже название они пишут всегда русскими буквами, да и на всех сувенирах так написано. Им нравится русский привкус. У японцев абсолютно чебурашный менталитет! Куда чебурашнее, чем наш. Они ценят красоту, они лиричные, нежные. Просто большие дети.
— Над чем вы работаете сейчас?
— Только что выпустилась новая книга. Называется «История про Гевейчика». Гевейчик – это такой человечек из сока гевейного дерева, которой попадает в Москву к одной девочке. Редакции, видно уже поднадоели мои герои, поэтому ими была поставлена задача написать новую книгу с пятью-шестью новыми героями. Это безумная идея – придумать шесть новых характеров, глупая и нелепая, но выполнимая. И я очень горжусь этой книгой. Почти все характеры, включая сороку, я срисовал с каких-то знакомых мне людей. Возможно, в будущем я напишу продолжения историй каждого персонажа. Так как сама книга – законченное повествование, но каждый персонаж имеет право на жизнь.
— А о чем эта книга?
— Все мои книги – это проповеди. Когда я берусь писать что-то, я знаю, чему я хочу научить детей. Эта книга – свободной полет, желание жить сочной жизнью. Интересной, но не опасной, постоянно меняющейся и в тоже время – стабильной. Получился домашний зоопарк или желание отдохнуть в хорошую погоду. Поэтому там совершенно нелепые и неожиданные истории. И пока я сам не понимаю, что это такое.
— Где вы черпаете вдохновение?
— У меня очень сложно с вдохновением – я не очень понимаю этот термин. С 10 до 12 часов каждый день я сижу за компьютером. И тогда я либо пишу что-то новое, либо захожу в Интернет и сам себя за это ругаю. Но обычно эти 2 часа – время, когда что-то создается. Хочу-не хочу, но каждый день в это время я сажусь за стол и начинаю работать. Иногда мне помогает мой любимый ворон по имени Краш, я с ним очень люблю общаться. Я люблю его брать в руки: он жутко ругается, клюет меня, но на самом деле ему очень нравиться.
Первый эскиз Леонида Шварцмана
— Как вы относитесь к современной мультипликации и передачам для детей?
— Мультипликация на сегодняшний день просто раздавлена. Слава Богу, что Путин вмешался, наконец, в эту ситуацию. И если он сдержит своё слово, то в мультипликацию вернутся большие мастера, привлекут много молодежи, будут учить и наставлять, появятся интересные фильмы, которые будут воспитывать ребят. Появятся новые герои, а старые заживут нормальной жизнью. Потому что «Союзмультфильм» был последнее время паразитом: он продавал фильмы, делал прокат дисков, получил много денег, не создавая ни одного фильма. Директор потратил весь бюджет на новый навороченный автомобиль. Он просто и банально потратил все деньги на себя. Да еще и хотел все права на фильмы под себя подмять. Но мы сказали ему, что этого не будет. Сейчас должна начаться новая чистая страница в истории студии, которая, надеюсь, принесет много хороших результатов. С передачами дела не лучше. Например, «телепузики», которые крутят на экранах, вызывают у меня лишь отвращение. Я бы даже назвал их «телетрупиками». Там нет эмоций. Наши люди имеют потрясающую мимику: улыбка, подмигивание, ирония, лукавство… А это — мертвецы на экране, без мимики и характеров. Эти инвалиды ума у меня лично они вызывают отвращение. Если их навязывать, мы изуродуем детей.
— Неужели всё настолько плохо?
— Не следует прогибаться под западную культуру, ведь у нас существуют свои герои: Илья Муромец, Кощей Бессмертный, Чебурашка в конце концов. Думаю, что они нас спасут.
Новая история от автора Чебурашки Эдуарда УСПЕНСКОГО