Гавайский Марс впервые полетел в 1942 году. Всего было построено семь таких самолетов.
Водяной бомбардировщик «Мартин Марс» совершил последний полет спустя 50 лет после борьбы с лесными пожарами. Этот уникальный самолет находится в эксплуатации с 1942 года. Во время Второй мировой войны он использовался для перевозки грузов, позже был переоборудован в воздушный танкер и для тушения лесных пожаров. Martin JRM Mars (также известный как Hawaiian Mars II) — единственный самолет такого типа, находящийся на вооружении. Об этом сообщает Aerotime.
Тысячи людей собрались в парке Патрисия Бэй на полуострове Саанич в Британской Колумбии, Канада, чтобы посмотреть исторический последний полет гавайского марсианского самолета.
Самолет вылетел со своей обычной базы на озере Спраут в Порт-Алберни и приземлился в заливе Саанич. Девять снежных птиц канадских вооруженных сил сопровождали его в его последнем полете и устроили представление для публики.
Пилот-ветеран Питер Киллин, последний раз летавший на гавайском «Мартин Марс», рассказал, что познакомился с самолетом еще в 2000 году.
«Очень грустно, что история заканчивается так. Этот самолет открыл новую главу. Здорово, что люди могут увидеть его в музее», — сказал он.
Coulson Aviation, приобретшая самолет в 2007 году, объявила о планах передать его в дар Музею авиации Британской Колумбии в Норт-Сааниче, остров Ванкувер. Самолет войдет в постоянную экспозицию и получит титул «Королевская жемчужина». Ожидается, что выставка откроется 28 сентября 2024 года.
Что известно о самолете Martin Mars
Это очень большой самолет длиной почти 37 метров и размахом крыльев 60 метров. Бомбардировщики могут сбросить за раз 25 000 литров воды. Первый полет он совершил 23 июня 1942 года.
Hawaii Mars II (первоначальный Hawaii Mars затонул в 1945 году) был спроектирован и построен корпорацией Martin Corporation и первоначально был поставлен ВМС США в 1946 году как транспортный самолет дальнего действия.
Фактически, это был самый большой летающий корабль до 1947 года, когда его превзошел недолговечный Spruce Goose Говарда Хьюза.
В 1959 году был продан и переоборудован в воздушный танкер. Это единственный самолет такого типа, который до сих пор находится в эксплуатации.
Водный бомбардировщик «Гавайи-Марс» сбросил около 190 миллионов литров воды на лесные пожары во время своей миссии. Последний сезон марсианских пожаров на Гавайях произошел в 2015 году в Британской Колумбии.
Марс предназначен для выполнения дальних разведывательных, транспортных и бомбардировочных задач ВМС США. Однако затраченное на это время и неудачи в конечном итоге обрекли его на провал. Второй самолет, «Гавайский Марс», совершил свой первый полет 21 июля 1945 года и затонул через несколько дней, 5 августа, в Чесапикском заливе штата Вирджиния. Когда 26 июня 1946 года третий самолет, Philippine Mars, был доставлен ВМС США, Вторая мировая война закончилась. «, отмечают историки авиации.
В конце концов контракт ВМС США на поставку 20 самолетов был расторгнут, и было построено только семь самолетов Martin Mars. После войны они были проданы компаниям, эксплуатирующим пожарную авиацию, и использовались для тушения лесных пожаров в США и Канаде.
В настоящее время осталось только два самолета Мартина Марса: филиппинский марсианский самолет (третий марсианский самолет, который вскоре будет выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима в Аризоне) и гавайский марсианский самолет II, поставленный в 1946 году, а также шестой и предпоследний самолет Марса. Семь сборок. Но он совершил свой последний полет.