Администрация президента США договорилась с Конгрессом о повышении потолка госдолга. Об этом несколько часов назад сообщил Барак Обама. По его словам, хотя голосование в Сенате еще не состоялось, можно с уверенностью сказать — дефолта удастся избежать. Какой ценой?
Дефолт отменяется — пусть голосование на Капитолийском холме так и не случилось. О том, что представители двух партий после нескольких дней круглосуточных споров договорились, объявляет президент буквально за минуты до того, как откроются торговые площадки в Азии.
Компромисс — это двухэтапный план повышения госдолга на три триллиона долларов. То есть, Вашингтон поднимет потолок заимствований на эту сумму, и на столько же — на три триллиона — сократит расходы бюджета в ближайшие 10 лет без повышения налогов.
Пока это слова, окончательное решение еще не принято — впереди голосование в двух палатах. Своим тоном президент дает понять, что рынкам ждать сюрпризов не стоит. Потолок внешних заимствований Вашингтон пробил еще 16 мая — расходы перевалили за 14 триллионов 294 миллиарда.
Если технический дефолт в Америке случился бы 2 августа, то причина — это скорее не состояние экономики, а политическое упрямство республиканцев и демократов. Вашингтон набирал долгов, повышая планку заимствований за последние десятилетия более 70 раз. Самому Обаме приходилось это делать трижды. Но в этот раз рутинное голосование превратили в большой политический театр.
С чем Обама не согласен — так это с тем, что состоятельные американцы пользуются налоговыми послаблениями. Крупные компании могли бы платить больше налогов в казну — в первую очередь нефтяники. То есть, соглашение не из лучших, дал понять президент, но другого нет.
Обсуждение долгов, дефицита бюджета после 2 августа на Капитолийском холме получит новый виток. Будет создан специальный комитет при Конгрессе, который будет решать, как урезать бюджет еще. Итоги конгрессмены должны представить в Белый Дом в ноябре.
Если за восемь месяцев — то есть, с января — конгрессмены, сенаторы, администрация президента не смогли существенно сократить государственные расходы, то, похоже, в Вашингтоне для этого просто нет политических возможностей. Соединенные Штаты привыкли жить в долг и занимают так много, что это четырнадцатизначное числительное даже произносить бессмысленно — сумма ежедневно увеличивается на 3,5 миллиарда долларов. Эти длинные эмоциональные войны демократов и республиканцев провоцируют вопрос — а эти деньги кто-нибудь возвращать собирается?