Согласно новому закону, который вступит в силу с 2013 года, пиво приравнивается к алкоголю, вводится запрет на его реализацию в магазинах с 23 часов до 8 часов утра, а в мелко розничных пунктах (киосках, палатках) продажа пива подпадает под запрет.
Кроме того, расширяется перечень мест, в которых запрещено употребление пива. В настоящее время к ним относятся парки, скверы, детские площадки, спортивные сооружения, места массовых гуляний и транспорт. В соответствии с подписанным в среду законом к ним добавляются дворы и подъезды.
В пояснительной записке к закону сказано, что эти меры вводятся в рамках \»политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации\», а также \»в целях профилактики алкоголизма среди молодежи\».
Не секрет, что имено массовое употребление пива и иных \»слабоалкогольных\» напитков молодежью давно вызывает серьезную озабоченность специалистов. Пиво и разнообразные \»коктейли\» крайне дешевы. Как правило, бутылка пива стоит дешевле литрового пакета сока. Эти напитки широко доступны — в изобилии продаются в каждом ларьке. Предельно упрощена культура их употребления — если вино или крепкий алкоголь подразумевают определенный ритуал распития, то пиво или слабоалкогольные коктейли употребляются просто на ходу, на улице, в качестве прохладительного напитка.
Многие годы в России усилиями рекламы создавался полноценный культ слабоалкогольных напитков, усилиями телевидения в головы молодежи и подростков вбивались поведенческие стереотипы, тесно связанные с употреблением пива. Достаточно вспомнить полностью ориентированную на молодежную аудиторию масштабнейшую рекламную кампанию пива \»Клинское\».
Ситуация действительно крайне тревожна. Еще в 2007 году главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко предупреждал: \»Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а \»пивной алкоголизм\» среди юного поколения\». \»Нас очень тревожит пивной алкоголизм среди подростков и женщин, — признавался в 2008 году главный терапевт департамента здравоохранения Москвы Леонид Лабезник. — Производство алкоголя в стране превысило все разумные пределы, пива и различных веселящих тоников — море разливанное. Беспрестанно идет их реклама на телевидении. А со стороны государства адекватного противодействия не видно\».
А вот более ранние свидетельства заместитель главного врача областной Ярославской наркологической больницы Александра Волкова: \»Уже пять лет мы выборочно проводим среди старшеклассников и учащихся ПУ области анкетирование… Особенности в 2005-2006 годах в Ярославле — прирост по всем показателям. Больше подростков, употребляющих алкоголь, больше и количество выпитого. Употребляют спиртное более 90 процентов учащихся, почти 20 процентов попробовали его в возрасте до десяти лет. Подростки традиционно (82 процента опрошенных) предпочитают пиво…\».
И самое печальное, что подобная картина стала возможной благодаря государственной политике по борьбе с алкоголизмом. С начала 90-х годов прошлого века Минздрав прилагал серьезные усилия по борьбе со \»специфическим российским пьянством\», этой \»неотъемлемой чертой русской нации\». Была сформулирована задача — перевести Россию с \»северного\» способа употребления алкоголя (то есть преимущественно 40-градусных напитков) на \»южный\» — вино и \»легкий алкоголь\», то есть пиво и коктейли.
Эта программа не только дала зеленый свет массовому производству и повсеместной реализации слабоалкогольных напитков, но и сопровождалась соответствующей пропагандистской кампанией. В итоге россияне пить стали значительно больше. Просто к крепким алкогольным напиткам прибавилось массовое употребление пива.